nikital2014 (nikital2014) wrote,
nikital2014
nikital2014

О неравенстве в РИ

Часто можно слышать стенания о том,что в царской России была большая имущественная дифференциация. Причем всегда упоминают о параллелях с РФ. Что же было на самом деле? В работе Peter H. Lindert,Steven Nafziger RUSSIAN INEQUALITY ON THE EVE OF REVOLUTION рассчитывается коэффициент Джинни для Европейской России. В 1904 он составил 0,362. В РФ, с которой так любят сравнивать наши товарищи, было следующее.

1995-0,412
1996-0,385
1997-393
1998-0,398

В 2002 он составил 0,399 (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2),а в 2012-0,420 (https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2172.html) То есть в РФ неравенство значительно выше. Что касается СССР,то вряд ли,коэффициент Джинни может адекватно описывать неравенство. Из-за сегментированной системы распределения уровень жизни людей с одинаковыми доходами мог сильно отличаться [1].

В других странах в начале 20 века неравенство тоже было выше,чем в РИ. Данные из той же статьи.

Percent of all income received by Top 1%

European Russia 1904-13,5%
Sweden 1903-27%
USA 1917-17,6%
England-Wales 1867-28,6%

Percent of all income received by Top 5 %

European Russia 1904-22,7%
Sweden 1903-35,3%
USA 1917-30,3%
England-Wales 1867-41,2%

Миронов в своей работе "Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII — начало XX века.
2-е изд., С.598-609" рассчитал децильный коэффициент для РИ. Он мог варьировать от 4,2 до 10,7. Наиболее вероятная оценка-6,3. Даже подавляющее большинство современных стран имеет куда больший коэффициент (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2). На то время ситуация выглядела следующим образом.

США 16-18
Великобритания 22,5

Остается констатировать,что какого-то особого неравенства в России не было.

P.S. Нельзя обойти вниманием статью Островского О степени социального расслоения в дореволюционной России в которой он полемизирует с Мироновым. Тут надо сказать следующее.

1) Как бы не хотелось автору обратного,но Миронов весьма подробно изложил методику расчетов. Во втором издании исправлены некоторые ошибки и Островский ничего по новым данным сказать не смог (за исключением того,что методика расчетов "неясна",хотя она расписана максимально ясно).
2) Даже если принять децильный коэффициент Островского (12),то все равно он окажется меньше,чем в США,Англии , современной РФ и современных США.

P.s.s. По поводу жалких потуг Ермолаева я сказал здесь.

Примечание

[1] См. Восленский "Номенклатура",а также Осокина Е. А. За фасадом «Сталинского изобилия»: Распределение и рынок в
снабжении населения в годы индустриализации, 1927–1941. Москва, 1998.;
Кондратьева Т.С. - Кормить и править. О власти в России XVI - XX вв.
Tags: Российская империя, СССР, большевистская пропаганда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments