October 20th, 2014

В продолжение к позапрошлому посту-3

Страсти по смертности не утихают. На этот раз еще один хамовитый юзер russian_chekist выдвинул такие претензии к графику Вишневского.

1) Дореволюционные данные взяты по Европейской России,а за советский период-за РСФСР.

Что же,давайте посмотрим,что изменится,если мы пересчитаем смертность в РИ в границах РСФСР.

Начнем с Сибири. Вопреки всем ожиданиям,включение Сибири не изменит ровным счетом ничего. Смертность в ЕР (Европейская Россия) в 1913-27,4 на тысячу, а в Сибири-31,1. Учитывая что население в Сибири меньше чем в ЕР в 13 раз,то в границах ЕР+Сибирь выйдет 27,7 на тысячу. Разница в долях процента.

Для более корректного сравнения надо убрать также территорию УССР,БССР и Прибалтику. Для этого воспользуемся данными Рашина по губерниям,исключая те,что указаны здесь ( 1, 2,3)

Список губерний не входивших в состав РСФСР в указанных источниках не полон,поэтому пересчитывать мне пришлось несколько раз, и каждый раз цифры получались разные. Самая высокая-29,9 на тысячу в 1911-1913 гг. Возьмем её и посмотрим намного ли это изменит ситуацию. Вот собственно график.



Даже если мы мысленно поднимем дореволюционную линию на 3 пункта вверх,то все равно советская смертность будет либо на уровне тренда,либо выше. То есть все эти пересчеты никак не влияют на общие выводы. Понимая это (а может и нет), указанный выше юзер выдвигает вторую претензию.

2) Данные за РИ не подвергались корректировке,тогда как данные за СССР взяты из книги АДХ,где данные корректировались.

Начнем с того,что данные за советский период пришлось корректировать по двум причинам.

1. Была разрушена весьма неплохая религиозная система учета,тогда как новая (светская) была далека от совершенства.
2. В советское время данные могли сознательно занижаться. Т.е. если сказал т.Сталин,что МС упала до 180 промилле,значит упала. Не может же вождь врать. Собственно это причина не такая важная,как первая.

А теперь посмотрим,что же говорят за царскую статистику советские исследователи.

"Для лиц православного вероисповедания (69,4% всего населения империи в 1897 г.) достоверность данных о родившихся и умерших, полученных на основании церковной регистрации, не вызывает особых сомнений. Обряды при рождении и смерти настолько глубоко вкоренились в сознание и весь уклад жизни, что обойти их было почти невозможно. Оказаться вне регистрации могли только некоторые случаи смерти вскоре после рождения до совершения обряда крещения"

"Регистрация естественного движения населения у католиков и протестантов находилась примерно в таком же состоянии, как и у православных."

"Общее количество лиц с относительно достоверной регистрацией естественного прироста (православные, протестанты, католики) составляло 81,4% общей численности населения Российской империи (по переписи. 1897 г.)."

Источник:http://demoscope.ru/weekly/knigi/polka/gold_fund05.html

Сифман конечно отмечает то,что царская статистика не всегда была на высоте,но считает,что погрешности были несильно большие,даже в Средней Азии.Собственно существуют и цифры с поправками для РИ,правда непонятно каким образом они получены. Например цифра 30,2 умерших на тысячу в 1913,которая попала в справочник "Россия 1913". Мне встречались также 30,5 и 32,4 в границах РСФСР. Вот эти графики по МС также явно с поправками





Все это не такие большие погрешности,чтобы изменить общие выводы,сделанные исследователями: Смертность в поздней РИ и в раннем СССР снижалась одинаково. На сим заканчиваю.

P.S. Вышеуказанный юзер также несколько раз эмоционально повторил то,что по данным царской статистики смертность в Средней Азии была ниже,чем в Германии. В дискуссии ему было указано,что в этом нет ничего необычного,но эмоции и хамовитость пересилили голос разума. Сейчас же скажу только,что в Уругвае в 1913 году МС составила 93 промилле (!!!!),тогда как в той же Германии-151 промилле.

Интересный мясной поворот

То что потребление мяса уровня 1913 было побито где-то в 70-е для меня вполне очевидно. Юзер bash_m_ak весьма подробно изложил методу своих подсчетов. Результат изложил в графике.



На мой взгляд самые важные посты по теме http://bash-m-ak.livejournal.com/28105.html
http://bash-m-ak.livejournal.com/26068.html http://bash-m-ak.livejournal.com/19114.html

Однако я только сейчас решил прочитать статью Русская армия и продовольственный кризис в 1914-1917 гг. / Оськин М.В.,которую упоминает Башмак. И что же действительно.

"Потребление мяса в России повысилось с 0,3 (4,8 кг) до 4 - 5 (64 - 80 кг) пудов в год. В то же время, потребление мяса по сравнению с довоенным уровнем в Англии составило 62%, в Германии - 12%. Если даже учесть все погрешности, то в России население в целом стало есть мяса больше, чем в Германии, до войны являвшейся лидером по потреблению мяса (54 кг в год)."

То есть в 1916 потребление мяса было около 72 кг на душу в год. В 1984 г.,т.е. в период расцвета СССР (дальше пришел Горби и все поломал),по данным самой же советской статистики,потребление мяса составило 64,4 кг в год. (http://actualhistory.ru/zastoi_foods)

Итого у нас есть 3 даты,когда СССР побил потребление мяса в РИ.

1) В 1960 по данным БСЭ http://faf2000.livejournal.com/3852.html http://faf2000.livejournal.com/3021.html
2) В 1970-е. Башмак решил,что побили ровно в 1970,но он брал для РИ завышенное население из советских статсборников,а не оценку Сифман хотя бы. Поэтому потребление на душу было не 51,5 кг,а 54 кг,а это выше 1970,но ниже 1980 (точную дату не знаю)
3)Никогда (Ну не может же быть,что при Горби или при "либерастах" ели больше,чем в 1984,я правельна расуждаю =))