nikital2014 (nikital2014) wrote,
nikital2014
nikital2014

Categories:

Смертность глазами ЦСК и УГВИ

К одному давнему спору о том можно или нельзя сравнивать смертность в границах 50 губерний со смертностью в СССР.

Как известно,данные о движении населения в РИ брали основу с записей в метрических книгах,которые вели священники практически всех конфессий или полиция. Эти записи обрабатывались и публиковались в изданиях ЦСК (Центральный статистический комитет),УГВИ (Управление Главного Врачебного Инспектора) и во всеподданнейших отчетах Обер-
прокурора Св. Синода (только по православному населению). Данные в этих изданиях могут отличаться из-за того,что их обрабатывали разные лица и из-за разных границ. Помня о дискуссии по поводу границ мне стало интересно посмотреть на смертность по всей империи,а не только по её европейской части. Такие данные публиковало УГВИ и Синод. Однако цифры Синода считаются исследователями самыми недостоверными (см. например С.А. Новосельский "Смертность и продолжительность жизни в России" с. 49-51),поэтому я взял данные УГВИ. Для сравнения я свел в таблицу также данные ЦСК по 50 губ (ими пользовался Вишневский) и данные УГВИ по Европейской России и Польше.

таблица смертности

Примечания: 1)Цифры УГВИ по ЕР с 1890 по 1905 в разных сборниках отличаются,но не более чем на 1 промилле. 2)Данные по РИ,начиная с 1903 рассчитаны мной на основе данных о смертности в ЕР,Сибири,Кавказа и Средней Азии. 3) С 1905 данные по РИ без Средней Азии,а в 1913-1914 еще и без Польши. 4) Все цифры не включают в себя Финляндию,киргиз с калмыками в Астраханской губернии.

Источники: Данные ЦСК- Куркин "Рождаемость и смертность в капиталистических государствах Европы", М., 1938, стр. 84.; Данные УГВИ-Отчет о состоянии народного здравия и организации врачебной помощи в России за 1893-95,1902,1903,1904,1905,1906,1907,1908,1909,1910,1912,1913,1914 г.

Собственно видно,что цифры,которые использовал Вишневский,даже выше,чем цифры по всей Российской империи. Конечно цифры по Кавказу и Средней Азии скорее всего были чуть выше,однако они в любом случае ниже,чем в Европейской России, ибо там живут мусульмане,у которых смертность была ниже,чем у православных. В очередной раз убедился,что в спорах с коммунистами всегда надо внимательно следить за руками и везде искать подвох,как бы все складно не звучало.
Tags: Российская империя, смертность.
Subscribe

  • Исторические графики-2

    Эпиграф: « Однажды была лишь тьма. Спроси меня — и я скажу, что свет побеждает» © Еще несколько картинок из https://ourworldindata.org/ Поводом…

  • Младенческая смертность 1868-1940

    Я много писал уже о смертности в РИ и СССР (наиболее важные, пожалуй, посты – один, два, три, четыре), но тут наткнулся на некоторые "новые"…

  • ВВП РИ и других стран в 1913 г. – 2

    Предыдущий пост стал самым обсуждаемым в моем обычно не читаемом журнале и это был первый случай за весь мой ЖЖ опыт, когда порядка сотни комментов…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments