nikital2014 (nikital2014) wrote,
nikital2014
nikital2014

Categories:

Производительность труда в промышленности РИ-СССР

Давно хотел запилить чего-то на эту тему,но не хватало цифр,пока я не встретил в сети одну из указанных ниже работ.

На просторах Рунета часто можно встретить следующие данные по производительности труда В 1913 году производительность труда в России была ниже, чем в США в 9 раз, Англии - в 4,9 раза, Германии - в 4,7 раза. Обычно следом идет откровенно бредовое Промышленное производство России составляло 12,5% от американского, 75 % населения было безграмотно,поэтому можно сразу догадаться,что с приведенными цифрами что-то не то. Так оно и есть. Реально производительность труда в РИ составляла где-то 25-30% от американского,причем росла она быстрее чем в США. Альтернативные источники (т.е. не советская статистика) дают примерно такой же процент для позднего СССР,хотя данные очень разнятся. Официальные же источники после 1928,как я уже упоминал непригодны,в основном из-за использования заниженных дефляторов.

Вот как выглядит динамика производительности труда в промышленности в 1887-1950



На промежутке 1887-1913 я пользовался базой данных “Динамика российской промышленности за 1887 – 1913 гг.”,собранной Изместьевой Т.Ф.,на промежутке 1917-1927-Хромов П.А. Производительность труда в промышленности СССР. – М., 1963 Стр.34,1928 г-официальная советская статистика (СССР и капиталистические страны,стр.75),1928-1950-Mark Harrison. Industrial mobilisation for World War II: a German comparison P.20

По этим данным выходит,что производительность труда в РИ за 26 лет (1887-1913) увеличилась в 1,96 раз,т.е. росла на 2,6% в год. В СССР за 24 года (1926-1950) она выросла в 1,42 раза,т.е. росла на 1,47% в год.
Это при том,что согласно Грегори ("Searching for Consistency in Historical Data: Alternate Estimates of Russia's Industrial Production, 1887-1913") рост в РИ был даже бОльшим-в 2,25 раза или 3,2% в год,что было гораздо быстрее,чем в США и европейских странах.



Поэтому даже если производительность труда в начале века и была в нашей стране ниже,чем у других,то к середине столетия разрыв мог существенно сократится,а то и вовсе пропасть. В то же время достижений Октября не видно даже если очень пристально посмотреть.
Tags: Российская империя, СССР, промышленность
Subscribe

  • Младенческая смертность 1868-1940

    Я много писал уже о смертности в РИ и СССР (наиболее важные, пожалуй, посты – один, два, три, четыре), но тут наткнулся на некоторые "новые"…

  • ВВП РИ и других стран в 1913 г. – 2

    Предыдущий пост стал самым обсуждаемым в моем обычно не читаемом журнале и это был первый случай за весь мой ЖЖ опыт, когда порядка сотни комментов…

  • ВВП РИ и других стран в 1913 г.

    В своих пропагандистских выкладках современные борцы за советское прошлое обычно не любят затрагивать темы ВВП, индексов промышленности и с/х…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Младенческая смертность 1868-1940

    Я много писал уже о смертности в РИ и СССР (наиболее важные, пожалуй, посты – один, два, три, четыре), но тут наткнулся на некоторые "новые"…

  • ВВП РИ и других стран в 1913 г. – 2

    Предыдущий пост стал самым обсуждаемым в моем обычно не читаемом журнале и это был первый случай за весь мой ЖЖ опыт, когда порядка сотни комментов…

  • ВВП РИ и других стран в 1913 г.

    В своих пропагандистских выкладках современные борцы за советское прошлое обычно не любят затрагивать темы ВВП, индексов промышленности и с/х…